Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Испания » Искусство » Скульптура » Алонсо Берругете



Алонсо Берругете / Alonso Berruguete (1490, Паредес-де-Нава, провинция Паленсия — 1561, Толедо) — испанский скульптор, живописец-маньерист и архитектор испанского Возрождения.

Молодые годы в Италии
Алонсо Берругете, уроженец Паредес-де-Нава, провинциального города в Старой Кастилии, после смерти отца в 1505 уехал в Италию, где жил, учился и работал в Риме и Флоренции. В Риме ему покровительствовал Микеланджело, кумир всех испанских мастеров его поколения. О внимательном изучении работ Микеланджело свидетельствуют превосходные рисунки молодого Алонсо (Мадрид, Академия Сан Фернандо). В Риме на специальном конкурсе он копировал незадолго до того открытую античную скульптурную группу «Лаокоон». Во Флоренции решающим оказалось влияние художников-маньеристов. Свой творческий путь в Италии Алонсо Берругете начал как живописец.

Работа в Испании
В 1517 Берругете через Валенсию вернулся в Испанию. Некоторое время пробыл в Сарагосе, где находился в свите короля, а затем жил в Вальядолиде и Толедо. Он приобрел известность, имел мастерскую, приблизился ко двору и стал личным художником Карла V. В Сарагосе сотрудничал с известным скульптором Фелипе Бигарни, создателем знаменитого резного раскрашенного алтаря в Королевской капелле Гранады. Посетив Гранаду в 1522, Берругете мог помочь в работе своему коллеге, многие исследователи настаивают на возможности такого участия. Пребывание в Гранаде, вероятно, было связано и с тем, что король, ценя Берругете как живописца, заказал ему пятнадцать композиций для украшения стен Королевской капеллы. Затея, к счастью, по финансовым обстоятельствам не осуществилась, целостность неповторимого образа Королевской капеллы не была нарушена.

В написанных на традиционные религиозные сюжеты картинах Берругете с их затесненным пространством, плоскими удлиненными фигурами и однотипными лицами, застывшими в вычурных и неустойчивых позах, использованы искусственные приемы маньеризма. Берругете писал картины всю жизнь, но его истинным призванием оказалась не живопись, а скульптура.

Он работал в мраморе, алебастре, дереве, однако его подлинная стихия — сложные алтарные композиции из раскрашенного дерева с многофигурными плоскими «картинными» рельефами и отдельными, часто меньших размеров статуями святых, апостолов и пророков, входивших в состав алтарей. Очевидна связь Берругете с испанскими национальными традициями, его близость к приемам средневекового творчества. Вместе с тем мастер владел достижениями ренессансной культуры, свободным языком пластических форм. Его произведения — наглядный пример того, как изменились в Испании классические идеалы. Они несут отпечаток более поздней кризисной эпохи, хотя хронологически относятся к раннему времени. Образы Берругете полны драматизма, экзальтации, смятения. Пропорции угловатых, а иногда словно «нескладных» фигур вытянуты, масштабные соотношения между ними не всегда соблюдены. Формы часто эпатажны, позы динамичны, неестественны, неустойчивы, жесты резки и порывисты, лица, отражающие некий общий тип, отражают внутреннее напряжение. Сила эмоционального воздействия его ярко раскрашенных скульптур могла бы вызвать отталкивающее впечатление, но произведения Берругете избежали опасности натуралистической экспрессии. Виртуозно владея языком изобразительной условности, мастер создал оригинальную художественную систему, которая отражала его личное восприятие окружающего мира и человека. Яркая драматизация образов Берругете — не вычурный, экстравагантный прием, а выражение их внутреннего существа и эмоционального накала. Искусство Берругете — искусство страстного душевного порыва, резких конфликтов. С большой силой запечатлевал он страдание, скорбь, боль, смятение чувств.

Первое крупное произведение испанского периода было создано Берругете в 1525 — это алтарь для доминиканского монастыря Ла Мехорада в старом городке Ольмедо по дороге между Вальядолидом и Мадридом.

Самая капитальная работа — деревянное раскрашенное ретабло церкви Сан Бенито в Вальядолиде (1526—1532, Вальядолид, Национальный музей скульптуры), разрозненное и состоящее из многих композиций, рельефов, статуй святых и пророков, овеяно взволнованной одухотворенностью. Особенно известна статуя св. Себастьяна. Изображение этого святого имело прочную традицию в искусстве итальянского Возрождения и было мало знакомо Испании. Берругете отказывается от трактовки образа Себастьяна как олицетворения героической сущности человека. Сохраняя идеальность пропорций, он подчеркивает угловатость форм, бесплотность фигуры святого, что соответствовало религиозным требованиям в изображении бренной телесной красоты. И все же статуя этого мальчика с хрупким беззащитным телом, который мучительно изогнулся, привязанный к дереву, пытаясь освободиться от связывающих его пут, полна острого ощущения жизни, подлинного драматизма.

Подчеркнутой экспрессии, вычурности поз, жестов, мимики персонажей Берругете сопутствует не менее сильное впечатление их декоративной красоты, что особенно сказывается в цветовом решении. Применена традиционная испанская техника раскраски деревянной скульптуры, когда составляющий основу золотой фон создает эффект мягкой светозарности. Переливчатые теплые красноватые и холодные голубовато-сизые тона, тончайший золотистый свет одежд уподобляют скульптуру драгоценному изделию.

С годами искусство Берругете приобретает более гармоничную духовную содержательность, диапазон его творческих возможностей расширяется. Ретабло (1537) в церкви Сантьяго в Вальядолиде с центральной группой «Поклонение волхвов» мастер решает в спокойных, монументализированных формах.

Поздний период творчества
К числу исполненных глубокого чувства созданий мастера принадлежит скульптурная группа, изображающая встречу Марии и Елизаветы в алтарной композиции церкви св. Урсулы в Толедо (1546, Толедо, Музей Санта Крус). Работая в Толедо с 1539, Берругете достигает вершины мастерства в произведениях для хора толедского собора. В 1539—1548 он и его помощники создали тридцать шесть рельефов, украшающих так называемые верхние скамьи на правой стороне толедского хора (левая сторона исполнена Фелипе Бигарни в 1538—1542). На спинках скамей Берругете поместил рельефные изображения пророков и святых из орехового дерева. Представленные в рост в сложных позах и поворотах, в беспокойно развевающихся одеждах, фигуры благородных пропорций полны стремительного движения. Среди этих напряженных силуэтов мягким ритмом объемов и гибких линий привлекает Ева, редкий для испанской скульптуры образ чувственной прелести. Обрубок крупного дерева у ее ног создает ощущение таинственной витальной силы.

На узкой стороне хора Берругете завершил работу Фелипе Бигарни над епископским местом и поместил над ним редкую по смелости скульптурную группу из алебастра «Преображение» (1543—48) в легком архитектурном обрамлении. Трудно представить себе, что руке одного мастера принадлежат двухмерные, уплотненные и намеренно архаизирующие рельефы ранних алтарей и это произведение, активно и свободно включенное в окружающее пространство и словно охваченное вихревым волнообразным движением. Однако на примере творчества Берругете можно судить о столь типичной для искусства стран Пиренейского полуострова совмещенности стадий развития, что создавало возможность стремительного перехода от поздней готики к формам, предвосхищающим барокко.

Самое позднее произведение Берругете — мраморная гробница кардинала Хуана Таверы в толедском госпитале де Афуэра — была завершена скульптором в год его смерти в Толедо. Обратившись к традиции импозантной ренессансной гробницы с ее чувством уравновешенной и полновесной пластической формы, обнаружив виртуозное мастерство в обработке полированного мрамора, мастер внес неожиданные акценты в трактовку угловатых женских фигур, рельефов на боковых сторонах, полных движения и фантазии. Вне классической традиции оказалась характеристика лица усопшего, отмеченная чертами сурового реализма. Мастера такого масштаба и настолько близкого национальным вкусам Испания той поры еще не знала, и не случайно уже современники признавали Алонсо Берругете самым выдающимся национальным скульптором. Влияние его искусства на испанскую пластику второй половины 16 в. не пошло дальше внешнего подражания.

Испанское искусство:

Религиозные сюжеты
Живопись
   Музеи
   Художники
   Репродукции:
   XIV - XVI вв.
   XVII - XVIII вв.
   XIX в.
   XX - XXI вв.
Скульптура   
 Скульпторы
 Фотоальбом скульптуры:
   XV - XVIII вв.
   XIX в.
   XX - XXI вв.
Архитектура
  Архитектурные стили
   Архитекторы
   Фотоальбом:
   XV-XVII вв.
   XVIII в.
   XIX в.
   XX - XXI вв.

Историческая справка
Испания



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика