Дамиан Формент (исп. Damián Forment, ок. 1475 -
1540) — испанский скульптор, ведущий мастер арагонской школы, считается
одним из наиболее крупных испанских скульпторов XVI века.
Формент родился в Валенсии, учился в мастерской своего отца, а также в Риме и Флоренции. Затем работал в Валенсии с 1500 по 1509 год. Сотрудничество с валенсийскими живописцами Яньесом и Льяносом в 1509 над созданием алтаря для капеллы корпорации ювелиров в Валенсии способствовало развитию его творчества в духе ренессансных традиций.
Ранняя работа Дамиана Формента - алебастровый алтарь церкви Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (1505-15), был сохранён, когда в XV веке церковь была уничтожена, и поставлен обратно в XVII веке после её восстановления. Центральная часть алтаря содержит композиции, изображающие Рождество Мадонны, Вознесение и Введение в храм, а в нижней части расположены семь сцен, заполненные небольшими рельефами.
Формент был уже известным в Валенсии скульптором, когда его пригласили в Арагон, где он начал работать для церквей Сарагосы. Его первый заказ — огромный алтарь из алебастра, посвященный Деве Марии, в церкви Науэстра Сеньора дель Пилар (1505—1515). Центральная часть алтаря состоит из композиций, изображающих Рождество Мадонны, Вознесение и Введение в храм; нижнюю часть алтаря, его цоколь, называемый обычно банко, составляют семь сцен, заполненных превосходными рельефами, исполненными в гораздо меньшем масштабе.
Среди других известных работ Формента в Сарагосе - монументальные алебастровые алтари в церквах Сан Пабло (1511), в Сан Мигель де Новаррос (1518) и особенно алтарь собора в городе Уэска (1520-1534), выполненный в стиле маньеризма. Также известны алтарь в монастыре Поблет - его первая работа, полностью выполненная в стиле ренессанса и последнее незавершённое творение - алтарь собора Санто-Доминго-де-ла-Кальсада в Логроньо (1537-40).
В алтаре каталонского монастыря в Поблете мастер обращается к более традиционной форме, в которой господствует четко обозначенный каркас, заполненный нишами со статуями (1527). Более поздний алтарь в церкви Сан Доминго де ла Кальсада в Логроньо (начат в 1537, не завершен) осложнен некоторыми приемами маньеризма, построен на живописном нагромождении мотивов, на беспокойном ритме движения, все его архитектурные детали словно затканы орнаментом.
Религиозные сюжеты
Живопись
Музеи
Художники
Репродукции:
XIV - XVI
вв.
XVII -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI вв.
Скульптура
Скульпторы
Фотоальбом скульптуры:
XV -
XVIII вв.
XIX в.
XX - XXI
вв.
Архитектура
Архитектурные
стили
Архитекторы
Фотоальбом:
XV-XVII
вв.
XVIII
в.
XIX в.
XX -
XXI вв.