Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Испания » Каталония » Барселона » Антони Гауди » Дворец Гуэля / Palau Güell


(1885-1890) Calle Nou de la Rambla 3-5, Barcelona
В каком бы месте вы ни расположились на Калье Ноу де ла Рамбла, чтобы рассмотреть Дворец Гуэля целиком, сделать это практически невозможно. Причина вовсе не в его размерах: столь представительный особняк занимает площадь всего 18 на 22 метра. Однако прилегающая улица очень узка и не позволяет увидеть здание полностью. Из окон дома напротив просматривается в основном наиболее рациональная часть фасада, а роскошная отделка нижнего этажа фасада видна лишь фрагментарно. Зато отсюда в поле зрения попадают причудливые башенки наверху: отныне Гауди станет именно так "наряжать" обычные дымовые трубы. Это его первый дом с фантастическим "садом" на крыше.

Когда Эусебио Гуэль в середине 1880-х годов остановил свой выбор на Гауди как на своем личном архитекторе, тот еще не имел необходимого профессионального опыта. Дом Висенса находился в процессе строительства, особняк Эль Каприччо - в стадии завершения. Уровень мастерства Гауди могли подтвердить лишь его небольшие проекты, выставлявшиеся на Всемирной выставке в Париже.

Гауди как профессионал обычно встречал полное доверие со стороны заказчиков, даже в молодые годы, когда он только начинал свой творческий путь. Гуэль был убежден в его талантливости, с удовлетворением отметив в Гауди также интерес к социальным и сугубо "почвенным" патриотическим веяниям в Каталонии в те годы.

Молодой архитектор, со своей стороны, нашел в Гуэле редкое сочетание благородства, удачливости в финансовых операциях и сочувственного отношения к социальным низам испанского общества. В проекте герба для Гуэля, исполненном Гауди, значится девиз: "Вчера - пастух, сегодня - дворянин", весьма точно характеризующий карьеру Гуэля. До поры до времени она развивалась в обычном духе, но после возвращения Гуэля из Америки его дела резко пошли в гору. Когда он заказывал Гауди проект собственного особняка в центре Барселоны, деньги уже не играли особой роли в его жизни. Один из чиновников Гуэля безуспешно пытался обратить внимание хозяина на непомерные расходы, связанные со строительством особняка. "Я набиваю карманы дона Эусебио, - жаловался он, - а Гауди опустошает их".

Архитектор, разумеется, получил полную свободу действий, вопреки явно неблагоприятным исходным условиям. Улица Конде дель Асальто, на которой возводился дворец (сегодня она называется Калье Ноу де ла Рамбла), чрезвычайно узка, да и земельный участок был явно недостаточен для планируемого здания. Гауди практически отказывается от скульптурного декора на фасаде; лишь узкое пространство между двумя входными порталами украшает декоративная "колонна" с каталонской эмблематикой - намек на патриотические амбиции заказчика дома и его архитектора. Фасад облицован плитами серого мрамора и благодаря своей рациональной основе воспринимается гораздо более масштабным, чем в действительности.

Форма обеих входных арок весьма специфична, поскольку она не похожа ни на готическую стрельчатую, ни на арабскую полуциркульную арочные формы, столь увлекавшие Гауди в его ранних постройках. На сей раз мастер остановился на параболической арке, которая получит развитие в его следующих зданиях. Гости могли свободно проезжать в обе арки прямо в экипажах. В вестибюле соответственно предусмотрен пологий спуск к конюшне, находящейся в подвале.

Все это было новшеством для Барселоны. Дебют Антони Гаудикак архитектора в этом городе оказался триумфальным. Приемы стиля Ар Нуво получали развитие во внутренних покоях дворца - в первую очередь, в отделке многочисленных колонн: от приземистых, грибообразных в подвале до элегантных, высеченных из старого пиренейского змеевика и до блеска отполированных - в приемном зале. В общей сложности во дворце их сто двадцать семь, и они во многом способствуют тому, что дворец смотрится гораздо более величественным, на что, собственно, и рассчитывал архитектор.

Центр дворца занят высоким залом, распространяющимся на три этажа. Зал перекрыт куполом со множеством круглых отверстий, отчего создается впечатление небосвода с мерцающими звездами. Но ощущение грандиозных размеров зала - скорее результат умелой режиссуры проектировщика: воздействует, в основном, высота помещения (17,5 м), при площади его основания 9 на 9 метров. В зале устраивались музыкальные вечера для гостей Гуэля, и Гауди пришлось спроектировать также орган с системой труб, выходящих в верхнюю галерею. Звучащая музыка, кажется, нисходит на слушающих сверху.

Остальные комнаты располагаются вокруг центрального зала. Гауди вложил немало фантазии в их оформление. Особенно примечательны потолки комнат с их роскошной обшивкой из эвкалипта и кипариса в сочетании с изящной металлической арматурой (потолочные опоры, как правило, отсутствуют). Не менее интересна мебель, спроектированная Гауди.

На крыше дворца находится небольшой купол, перекрывающий пространство центрального зала. Он заканчивается заостренной башней. Ее окружают восемнадцать прелестных каменных "скульптур". Это первая версия мотива башенок, трактовку которых позднее Гауди доведет до своеобразной сублимации в колокольных навершиях Саграда Фамилиа.

С завершением строительства Дворца Гуэля Антони Гауди перестал быть безымянным строителем. Еще в разгар работы в прессе появились сообщения, в которых вначале упоминался только заказчик, а потом - все чаще и чаще - молодой архитектор, казалось, без всяких усилий пролагающий новый путь в архитектуре.



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика