Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Собор Санта-Мария-дель-Камино

Испания » Кастилия-и-Леон » Леон » Асторга »


Собор Санта-Мария-дель-Камино / Catedral Santa María del Camino

Собор Девы Марии в Асторге расположен в Старом городе, на одноименной Соборной площади (plaza de la Catedral).

В средние века на месте нынешнего собора находился храм в романском стиле, освященный в 1069 году. В августе 1471 года на фундаменте прежнего храма началось возведение нового собора в готическом стиле. Этот стиль определил архитектуру апсиды, нефов, сводов и капелл. Считается, что в этот период в соборе работал знаменитый архитектор из Кельна Иоганн (прозванный в Испании Хуан де Колонья) и его сын Симон.

Архитектурные стили последующих эпох также оставили свой след. В 16 веке появился южный портал и две капеллы. Эти дополнения в ренессансном стиле приписываются выдающемуся архитектору Родриго Хилю де Онтаньону.

Масштабные работы по расширению и реконструкции собора проводились и в 17-18 веках. К этому периоду относится главный фасад в стиле барокко, а также башни.

В начале 19 века, во время наполеоновских войн, собор подвергся значительным разрушениям. Несколько лет спустя в честь защитников города на башенке апсиды была установлена фигурка Педро Мато - храброго погонщика скота, по легенде помогавшего осажденным.

Главный фасад собора напоминает грандиозный каменный алтарь. Этот шедевр барокко был создан архитекторами Франсиско и Мануэлем де-ла-Ластра-Альвеар в конце 17 – начале 18 века. В нижней части фасада расположены три портала, а по бокам возвышаются две башни, соединенные с центральной частью изящными аркбутанами. Фасад венчают декоративные башенки в стиле барокко.

Из трех порталов главного фасада самым широким и наиболее пышно оформленным является центральный, выступающий вперед наподобие портика. Арка главного входа имеет форму трилистника и обрамлена колоннами с богатыми орнаментами. Свод портика обильно украшен евангельскими сценами: по бокам представлены чудеса Иисуса, а в центре - Снятие с креста. Справа и слева от входа расположены еще два горельефа на евангельские сюжеты.

Над портиком находится ниша со скульптурой «Вознесение Богоматери», а выше, в тимпане, — образ святого Иакова, над которым помещены изображения Агнца и четырех ангелов. По бокам, на колоннах, представлены фигуры апостолов Петра и Павла, а в центре прорезано круглое витражное окно. На верхнем ярусе фасада располагается украшенная гротескными фигурами балюстрада, а над ней - небольшое окно-роза.

Главный фасад обрамляют две квадратных в плане башни, сложенные из камня различных оттенков и увенчанные шпилями.

Небольшой портал южного фасада выполнен в ренессансном стиле и состоит из двух ярусов и фронтона. Полукруглая арка фланкирована колоннами и медальонами с изображениями апостолов Петра и Павла. Тимпан украшен резными орнаментами и образом Бога Отца. В нише второго яруса установлена фигура Девы Марии, коронуемой ангелами.

В плане собор представляет собой трехнефную базилику с тремя полигональными апсидами и расположенными между контрфорсами боковыми капеллами, две из которых образуют ложный трансепт. Собор перекрыт звездчатыми крестовыми сводами, которые опираются на лишенные капителей колонны, являющиеся продолжением нервюр. Замковые камни сводов украшены полихромным покрытием и образами королей и пророков.

В пресвитерии располагается главный алтарь — шедевр маньеризма, выполненный в 1558-1584 годах Гаспаром Бессера и его помощниками. Этот величественный ретабло состоит из трех ярусов и пяти вертикальных секций. В центральной секции располагаются полихромные скульптурные композиции «Вознесение» и «Коронование Богоматери». Остальные панно также посвящены сюжетам из жизни Богоматери и Христа. Алтарь увенчан Распятием, а в центре пределлы помещена дарохранительница. Алтарная часть собора перекрыта восемнадцатидольным сводом, замковый камень которого украшен пышным цветочным орнаментом и фигурками музицирующих ангелов.

Помимо главного алтаря, в соборе имеется целый ряд других выдающихся ретабло, расположенных в капеллах. Особенно стоит отметить алтарь святой Терезы, алтарь Архангела Михаила с великолепным ренессансным ретабло во фламандском стиле и алтарь Богоматери с романской скульптурой Царицы Небесной (12 век).

В хоре центрального нефа, в западной части собора, особый интерес представляют 97 резных сидений орехового дерева, выполненных в ренессансном стиле (середина 16 века; Хуан де Колонья и другие мастера). Сидения декорированы изображениями пророков и других библейских персонажей, а также ренессансными орнаментами. Встречаются также забавные сценки с участием животных, более характерные для готики.

Кроме того, в этой части собора находится пышный орган в барочном корпусе. Также стоит отметить позолоченную решетку хора, увенчанную деревянным Распятием. Она была создана в 17 веке на пожертвования епископа Алонсо Мексиа, герб которого украшает третий ярус решетки вместе с гербом капитула.

Фронтальная перегородка хора выполнена в неоклассическом стиле из мрамора, яшмы и бронзы. В центральной нише перегородки находится образ Богоматери с младенцем, а венчает ее скульптура святого Торибия.

Собор является действующим храмом. Туристы имеют возможность в определенные часы осмотреть собор, а также посетить его музей, где можно увидеть множество ценных экспонатов.

В Музее Кафедрального собора, открывшемся для публики в 1954 году, представлены экспонаты, обладающие высочайшей художественной и исторической ценностью. В настоящее время музей занимает два этажа и насчитывает десять выставочных залов.

Среди наиболее ценных экспонатов музея следует выделить резную шкатулку начала 10 века, подаренную Альфонсо III Великим епископу Асторги. Также заслуживает внимания полихромный романский ларец 13 века, расписанный изображениями апостолов и различных евангельских сцен. Истинным шедевром ренессанса является выполненная из орехового дерева кафедра работы Гаспара Бессера, украшенная портретами святых и опирающаяся на необычное основание, образованное головами фантастических существ. Этому же мастеру принадлежит резная фигура распятого Христа из самшитового дерева. Выдающимися образцами церковного искусства являются процессуальные кресты 15-16 веков и инкрустированный драгоценными камнями реликварий 12 века с частицей Креста, на котором был распят Христос. Еще один ценный образец тонкой ювелирной работы — украшенная эмалью церковная чаша, изготовленная в 15 веке мастером Алонсо Портильо. Кроме того, в музее можно увидеть религиозные скульптуры и картины художников испано-фламандской школы 15-16 века, надгробия и бюсты епископов Асторги.



Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика