Контактный телефон:
+7 925 517 2846

Испания » Путь Сантьяго » Паломничество


Этот древний паломнический путь ведет в испанский город Сантьяго-де-Компостела, где покоятся мощи апостола Иакова Зеведеева (по-испански Сантьяго). Название "Компостела" восходит к латинскому "Campus Stellae" - Поле звезд - и напоминает об удивительном свечении, которое в IX веке указало монаху-отшельнику Пелагиусу на место, где находилась гробница св. Иакова.

По легенде, апостол Иаков Зеведеев много лет проповедовал Евангелие на Пиренейском полуострове, а затем вернулся в Палестину, где принял венец мученика. Ученики на лодке перевезли его тело в Испанию и предали земле.

Обретение мощей св. Иакова произошло в трудные для христиан времена, когда почти весь Пиренейский полуостров оказался под властью завоевателей-мусульман, и было воспринято как знамение. Потрясенный монах сообщил о своей чудесной находке епископу Ирии Флавии Теодомиру, а тот - королю Альфонсу II, который сразу же приказал возвести на этом месте часовню. Весть об обретении мощей апостола быстро распространилась по всей Европе.

Уже к 1000 году паломничество в Сантьяго-де-Компостела стало для христиан Запада вторым по значимости после паломничества в Святую Землю. К гробнице апостола стекаются тысячи паломников, возникает множество дорог, ведущих в Сантьяго из разных уголков Европы: Северная, Португальская, Серебряная...

Но главной становится Французская дорога, которая начинается с Ронсевальского ущелья в Пиренеях и проходит через испанские области Наварру, Риоху, Кастилию, Леон и Галисию. По ней идет больше всего паломников, ей покровительствуют святые, о ней пекутся короли. По их приказу строятся церкви и часовни, дороги и мосты, странноприимные дома и больницы для паломников, а сами пилигримы получают особый юридический статус, дающий право не платить дорожные пошлины. Многие европейские монархи, такие, как Гийом Аквитанский или французский король Людовик VII, не считали зазорным взять в руки посох и пройти весь Путь как простые паломники.

Посещали гробницу апостола Иакова и многие святые, в том числе св. Франциск Ассизский и св. Рох. Так дорога приобретала новых небесных покровителей, к которым паломники обращали свои молитвы, возводили в их честь храмы и монастыри. Многие местные святые, такие как св. Доминик Дороги и св. Иоанн де Ортега, посвятили себя обустройству Пути, сами строили больницы и мосты, а своими молитвами защищали паломников от множества опасностей, будь то болезни, разбойники или неправый суд.

Особой защитой служили паломникам монахи-воины, прежде всего, тамплиеры. Об их присутствии на Дороге напоминает знаменитый Понферрадский замок.

Другие ордены - бенедиктинцы, доминиканцы, августинцы - тоже издревле поддерживали паломников, давая им приют. Традиция эта не прерывается до сегодняшнего дня: при обителях существуют странноприимные дома для паломников, а в храмах читаются особые молитвы и служатся специальные мессы. Ритуал благословения паломников, созданный еще в Средние века, по-прежнему поддерживает силы тех, кто идет по дороге сегодня.

Современный паломник, идущий к гробнице апостола Иакова по той же дороге, что и его предшественники тысячу лет назад, очень остро, почти физически ощущает связь времен, живую преемственность христианской традиции. Он поднимается на те же горы, преклоняет колени в тех же церквях, обращает свои молитвы к тем же святым, а порой ночует в тех же стенах, что и средневековые паломники. Наглядный символ такой преемственности, единства многих поколений христиан можно найти в самом Сантьяго. В кафедральном соборе на центральной колонне готического Портика Славы есть место, куда все входящие паломники кладут руку в знак приветствия. За семь столетий там образовалась впадина, по форме точно повторяющая человеческую руку.

Традиция поклонения апостолу не прерывалась, несмотря на междоусобные войны и эпидемии чумы, и только нападение Френсиса Дрейка на западное побережье Испании в конце XVI века заставило монахов спрятать драгоценные мощи от осквернения. Вновь они были явлены миру только в 1879 г. Но и в эти века люди не прекращали приходить в Сантьяго, хотя, как пишут хроники, "паломников можно было пересчитать по пальцам".

В 70-е годы XX в. начался новый этап в истории Дороги св. Иакова. Возрождая средневековую традицию, местные власти начали строить странноприимные дома (иногда восстанавливая их в тех же зданиях, где они находились девятьсот лет назад), сверили с историческими хрониками маршрут паломничества и отметили его специальными знаками. Подавая пример будущим паломникам, Папа Иоанн Павел II несколько раз посещал Сантьяго. И христиане откликнулись на призыв Понтифика - в 2000 г. количество паломников превысило 50 тысяч.

Учитывая реалии современной жизни, были разработаны и новые правила паломничества: передвигаться можно только пешком, на велосипеде или на лошади; не обязательно проходить все 737 километров пути с начала до конца, но надо проехать на велосипеде не меньше 200 последних километров, а пешком или на лошади - не менее 100. Кроме того, нельзя останавливаться - каждый день надо продвигаться вперед хотя бы на несколько километров. Эти нововведения необходимы, чтобы паломничество не превращалось в туристическую поездку.

Отличие паломничества в Сантьяго от многих других состоит в том, что это Путь, в котором важно все, а не только конечная цель.

Нужно не просто побывать у гробницы апостола, а пройти Путь, пережив его изнутри, тем самым соединив две дороги - внешнюю и внутреннюю. Это очень хорошо понимали средневековые люди, которые, не умея и не стремясь разделять свой внутренний мир и телесную сущность, всегда представляли себе духовную эволюцию в виде физически пройденного пути, а потому лучшим способом достичь духовного преображения считали именно паломничество, движение к святым местам, в котором видели и движение к святости. Прийти в Сантьяго важно, но нельзя пройти Путь, не помолившись в залитом светом Леонском соборе с его знаменитыми витражами, не положив к подножию Железного креста камень, символизирующий грехи, с которыми хочешь расстаться, не зайдя во множество поставленных на протяжении всего пути удивительных романских, готических и барочных церквей, у каждой из которых - своя история, тесно связанная с "дорогой звезд".

Важны не только здания, но и все, что окружает тебя в дороге - покрытые лесом или желтые от песка горы, туманные долины, крутые спуски, выжженные ярко-желтые поля Наварры и Кастилии, зеленые лоскутные одеяла галисийских пастбищ. Нужно ощутить на себе жаркое солнце, влажный, холодный туман, почувствовать все складки земли, по которой едешь, с благодарностью встречать каждое дерево, дающее тень, каждый родник с чистой прохладной водой, радоваться аистам на крышах городских церквей и прислушиваться к позвякиванию бубенчиков, когда рядом проходит стадо овец.

Особенность этого паломничества еще и в том, что здесь не увидеть больших групп, хотя за год Путь св. Иакова проходят тысячи людей. Едут или идут паломники обычно молча - иначе быстро выдыхаешься, да и не хочется вести праздных разговоров. Но при встрече тебе не забудут пожелать "хорошей Дороги". А вот вечером, когда пройден очередной этап и все останавливаются на отдых, наступает время общения. Вокруг звучит разноголосица языков: подчеркнуто-вежливые, но суховатые французы, восторженные бразильцы, весело переругивающиеся итальянцы. Как и в Средние века в Сантьяго идут паломники со всех концов христианского мира.

Местные жители, как и много веков назад, помогают паломникам. Добровольцы из "Ассоциации друзей Дороги" устраивают паломников на ночлег, показывают достопримечательности, собирают на общую молитву. Хотя, общая молитва паломников - это скорее исключение, чем правило.

Большинство странноприимных домов находится в ведении городских властей или частных предпринимателей. Слишком многие "делают на этом бизнес", забывая о духовности. Ночлег в монастырях намного скромнее, но здесь общая молитва и утреннее благословение паломников всегда напомнит о главном: что важны не механически, наспех пройденные километры, а вдумчивость, открытость, готовность принять, как подарок, все, что с тобой происходит, умение видеть красоту вокруг: в природе, в людях и в том, что ими создано. Тогда, придя в часовню, где покоятся мощи св. Иакова, не будешь чувствовать себя туристом, случайно забежавшим в старинный собор лишь потому, что он отмечен на карте города как достопримечательность. И не покажется неуместной фамильярностью пришедший из глубины веков ритуал, которым паломники приветствуют апостола - поднявшись за алтарь, где высится изображение святого, следует обнять его за плечи и прошептать ему на ухо: "Дружище, замолви за меня словечко перед Богом".



Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика